postheadericon Государственная политика в области образования

1. Фундаментальные основы государственной политики в области образования.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приоритетный национальный проект «Образование».
4. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ-273, Федеральный закон) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В РФ проводится плановая комплексная и масштабная работа по развитию образования, затрагивающая все уровни исполнительной власти, а также образовательные организации всех форм собственности.
1. Фундаментальные основы государственной политики в области образования.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, что закреплено в Статье 43 Конституции Российской Федерации, которая гласит:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:
 Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
 Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
 Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.
 Общее образование является обязательным.
 Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
 Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
 Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
 Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
 Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
 Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
 В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
 Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.
 Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.
 В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Работа над Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» началась в 2009 году, в тот момент, когда назрела необходимость изменения системы регулирования среднего, средне-специального и высшего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
Федеральный закон вступил в силу 1 сентября 2013 года (с исключениями), открыв новый этап взаимоотношений в области обучения подрастающего поколения и взрослой общественности.
Федеральный закон является основополагающим документом, определяющим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации, закрепляет основные положения сложившейся системы общего образования, а также задает новые векторы для ее развития.
Федеральный закон соответствует актуальным требованиям, условиям и процессам системы образования, которая со времени принятия Закона стала намного эффективнее и цивилизованнее. Положения Федерального закона разрабатывались с опорой на особенности и традиции российской системы обучения.
Структура ФЗ-273 представлена 11 статьями, объединенными в следующие главы:
Глава 1. Общие положения (ст.1-9)
Глава 2. Система образования (ст.10-20)
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (ст21-32)
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) (ст.33-45)
Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций,
осуществляющих образовательную деятельность (ст.46-52)
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных
отношений (ст.53-62)
Глава 7. Общее образование (ст.63-67)
Глава 8. Профессиональное образование (ст.68-72)
Глава 9. Профессиональное обучение (ст.73-74)
Глава 10. Дополнительное образование (ст.75-76)
Глава 11. Особенности реализации некоторых видов программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся (ст.77-88)
Глава 12. Управление системой образования, государственная регламентация
образовательной деятельности (ст.89-98)
Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере
образования (ст.99-104)
Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования (стю105-107)
Глава 15. Заключительные положения (ст.108-111)
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" объединяет и интегрирует предыдущий «Закон об образовании», «Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании» и другие нормативные правовые акты. Новый закон обеспечивает сохранение основных принципов и норм, а также дополняет и конкретизирует их.
ФЗ-273 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей.
Закон дает четкое представление о том, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; определяет новые формулировки (образовательная организация вместо «образовательное учреждение»); вводит новую форму взаимодействия – сетевую, которая позволяет использовать возможности учреждений культуры, спорта, дополнительного образования.
По закону об образовании обучающиеся получают право на индивидуальный учебный график, возможность совместить школьное обучение с семейным. Новый закон позволяет проводить отбор в профильные классы; не проводит деления образовательных учреждений на виды, что раньше создавало необоснованные административные барьеры и ограниченные возможности в осуществлении образовательных программ.
Еще одним важным новшеством Закона является переход на нормативно-подушевое финансирование.
Федеральный закон способствует прозрачности и открытости системы образования в России, чему способствует требование по созданию и поддержанию информативности и актуальности сайтов образовательных организаций.
Помимо этого закон вводит систему государственного мониторинга образования и независимую оценку качества образования.
Изменения коснулись и роли родителей (законных представителей), которые могут участвовать смогут участвовать в конфликтных комиссиях.
Законом также установлен особый статус педагогических работников: впервые на уровне государства введена гарантия уровня оплаты труда педагога, которая должна быть не ниже средней заработной платы по промышленности в конкретном регионе.
Федеральный Закон уделяет дошкольному образованию большое внимание. Предыдущий Закон содержал общие слова о заложении основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей. А в 64 статье 273-ФЗ заявлено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Федеральный закон включает дошкольное образование в уровни образования: дошкольное образование является одним из уровней общего образования, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
Особое внимание в 273-ФЗ уделено вопросам общего образования. Подробно устанавливаются цели, преследуемые на каждой ступени образования. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни); основное общее — на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению); среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Однако необходимо отметить, что, по мнению некоторых экспертов, отдельные положения Закона сформулированы нечетко, имеют неоднозначное толкование и порой носят антиконституционный характер. Например, вопросы религиозного воспитания; бесплатная реализация основной образовательной программы и установление платы за «присмотр и уход за детьми»; сокращение количества категорий граждан, имеющих льготы на поступление в высшие учебные заведения; гарантии льгот сельским педагогам и др.
3. Приоритетный национальный проект «Образование»
5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старт четырем приоритетным национальным проектам «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие агропромышленного комплекса». По мнению главы государства, «во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».
«Доступность и качество образования прямо влияют на национальные перспективы», — эти слова Президента РФ В.В. Путина отражают суть проекта «Образование». В нацпроекте заложены основные механизмы стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Первый – выявление и приоритетная поддержка лидеров — "точек роста" нового качества образования. Второй — внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Целью проекта «Образование» является выработка механизмов, способных кардинально изменить и поднять качество отечественного образования, создать основы для прорывного инновационного развития страны, укрепления ее конкурентоспособности.
Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования.
Ожидаемый результат реализации проекта «Образование» — достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
В проект «Образование» включены следующие направления и планируемые результаты.
Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, которая способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи.
Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда педагогов.
Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов.
Открытие новых бизнес-школ напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.
Компонент «Информатизация» направлен на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни.
Направления приоритетного национального проекта «Образование» формируют целостную картину, разные элементы которой поддерживают друг друга, с разных сторон направляя систему образования к общим целям и задачам, обеспечивая системные изменения.
Национальный проект «Образование» — логический и своевременный шаг в развитии реформы образования. Это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены.
Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта — модернизацией региональных систем образования — оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.
Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с многих сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению экс-Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект — не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".
Успешная реализация национального проекта позволяет обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования и содействует становлению институтов гражданского общества.
4. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
Государственная программа «Развитие образования» утверждена распоряжением Правительства РФ № 792-р от 15 мая 2013 года.
Основная цель программы – обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
Государственная программа разработана Министерством образования и науки РФ и направлена на:
 формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
 развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
 модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
 создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
 обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.
В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:
1. Развитие профессионального образования;
2. Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
3. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;
4. Вовлечение молодёжи в социальную практику;
5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы»;
6. ФЦП развития образования на 2011–2015 годы;
7. ФЦП «Русский язык на 2016–2020 годы».
В целях комплексного изучения темы «Государственная политика в области образования» к самостоятельной проработке рекомендуется раздел «Паспорт подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 — 2020 годы».

Оставить комментарий

Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа:
6-58-22

Департамент образования и науки Кемеровской области:
8 (3842) 36-38-52