postheadericon Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО

Обучать — значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. В настоящее время существуют разные подходы к определению профессиональной компетентности.

Понятие компетентности педагога  понимается  как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.
Позиция воспитателя — формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования,  направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
Воспитателям дошкольных организаций необходимо творчески осмыслить содержание образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. Это напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу. Таким образом, готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.
Акмеологическая компетентность лежит в основе профессионального стандарта педагога. В своих исследованиях Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С. рассматривают акмеологическую компетентность личности педагога как «интегративную характеристику личности, которая обладает комплексом профессионально значимых для педагога качеств, имеет высокий уровень теоретической и научно-практической подготовленности к творческой педагогической деятельности, способной эффективно взаимодействовать с воспитанниками в педагогическом процессе на основе использования современных технологий» и связывают её с акмеологической компетенцией. Педагог, владеющий акмеологической компетентностью должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются:
− аналитические способности;
− умение определять цели и задачи своей деятельности;
− планировать методическую работу;
− умение формулировать прогнозируемые результаты;
− корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга.
Проектировочные умения необходимы педагогу-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования. Выделяют основные компоненты акмеологической компетентности в профессионально-педагогической деятельности: мотивационный, инструментально-операциональный, перцептивно-регулятивный, рефлексивно-оценочный(Таблица 1).  Также определены уровни акмеологической компетентности: творческий уровень (8–10 баллов), продвинутый уровень (6–7 баллов), обязательный уровень (1–5 баллов) (Таблица 2).
В заключении хочется отметить, что акмеологическая компетентность — это результат индивидуального саморазвития, самосовершенствования педагога, его творческий путь.
comments powered by HyperComments
Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа:
6-58-22

Департамент образования и науки Кемеровской области:
8 (3842) 36-38-52