postheadericon Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная методической службой, курирующей работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).
Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении:
- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
- Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.
- Повышение уровня активности и самостоятельности.
- Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.
- Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
Задачи методической службы дошкольного учреждения в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения  квалификации педагогов. Поэтому вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения:
традиционные: проблемные семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, творческие микрогруппы, наставничество, эстафеты педагогического мастерства, педагогические советы.
инновационные: «копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, проектная деятельность, создание банка инновационных идей, творческие конкурсы, творческая лаборатория молодых специалистов, школа родительской любви, школа  психологии, педагогический маркетинг, ярмарка инновационных идей, творческий час (демонстрация презентаций, портфолио), музыкально – литературная гостиная.
интерактивные методы:
кейс – метод - неигровой метод анализа и решения ситуаций, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
квик – настройка — это настрой педагога на успешную работу;
метод «Модерации» (moderator — посредник, регулятор). Этот метод позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы. Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы.
SWOT — анализ (strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности, threats — угрозы) — это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды. SWOT — анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования.
Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему особое внимание акцентируется на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко используются различные формы и  методы в работе с педагогами.
Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
 Подобранные формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.
На первом этапе проводится мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируются педагоги по степени мастерства и находятся для каждого соответствующие формы методической работы: Индивидуальное шефство; наставничество; Самообразование; выступления перед аудиторией; обобщение опыта работы; проблемные консультации; творческие группы; «Школа молодого педагога»; взаимопосещения занятий; методические посиделки; методические объединения специалистов; открытые НОД – приглашения; Смотры-конкурсы; Конкурс методических находок; Проектирование воспитательно-образовательной работы с педагогами.
Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, выделяют три уровня педагогического мастерства: низкий (интуитивный), средний (поисковый), высокий (мастерский).
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.
Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня нужно ориентироваться на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:  классические пары (в процессе обучения робототехнике, планшетным технологиям, т.д., анализа открытых занятий, проектов), «Змейка опыта» — дискуссионный метод, «Круглые столы», презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.
В первую очередь, с такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается  уровень теоретической подготовки.
Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Необходимо привлекать педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.
Методическую работу с воспитателями высокого уровня нужно строить на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями — новичками.
В образовательной системе ДОУ практикуются следующие творческие группы:
- Рабочая группа по разработке проектов, презентаций, мероприятий для проведения базовой стажировочной площадки;
- «Клуб молодого воспитателя»;
- педагоги – наставники;
- молодые педагоги – новаторы.
Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах. В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.
В ДОУ появилась еще одна новая формы работы «Мультимедийный  салон», целью которого является повышение компьютерной грамотности педагогов. Он включает в себя мастер – классы в компьютерном классе, классические пары (обучение в парах), демонстрация презентаций, портфолио, видеофильмов.  
Инновационные подходы к управлению методической работой связываются с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике  инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.
comments powered by HyperComments
Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа:
6-58-22

Департамент образования и науки Кемеровской области:
8 (3842) 36-38-52