postheadericon Оптимизация контрольно-диагностической функции старшего воспитателя ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО

В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования.
И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.
Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.
Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.
Для многих вопрос осуществления контроля над образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ.
В публикациях, где затрагиваются вопросы контроля, даются рекомендации к его осуществлению, примерные формы записи результатов контроля и т. д., но старшему воспитателю в ДОУ необходимо создать систему по реализации функции контроля в своей деятельности, с учетом введения  ФГОС ДО, как условия успешности жизнедеятельности дошкольного учреждения.
В настоящее время дошкольное учреждение получило право самостоятельно контролировать и нести полную ответственность за конечные результаты обучения, воспитания, развития детей и подготовке их к школе.
Это даёт возможность, с одной стороны, коренным образом перестроить контроль за работой каждого сотрудника, усилив в контроле гуманистические начала, индивидуальный подход, с другой – повысить ответственность руководителя за результаты, а, значит, и за их объективную оценку.
Организационно-правовое обеспечение контроля как функции управления состоит из комплекса взаимосвязанных документов, регламентирующих структуру, цели, задачи, этапы, содержание, организационные виды и методы контроля, а также права и обязанности субъекта управления. Нормативные документы об организации контроля
Как оценивать результативность труда
Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.
Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания.
Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:
  • самооценки воспитателя;
  • оценки родителей;
  • оценки руководителя (или экспертной группы);
  • итоговой оценки.
Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентная). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку.
Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса — словесные оценки результативности работы. Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».
В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым: Высокий уровень (отлично). Достаточный уровень (хорошо). Критический уровень (удовлетворительно). Недостаточный уровень (неудовлетворительно).
В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» Таблица 1.
Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.
Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:
  • наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
  • анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
  • беседа (обязательно с обменом мнениями);
  • анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
  • хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
  • изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации); устная или письменная проверка знаний
Контроль может различаться по времени и содержанию. По времени: предупредительный, текущий, итоговый, отсроченный. По содержанию: фронтальный, тематический
В детском саду используют следующие виды контроля:
  • оперативный, в т.ч.: предупредительный /не требует учета /подготовка к педсовету, родительским собраниям, обсуждение сценариев…//
  • тематический /1-2 р. в год по темам педагогических советов/, в т. ч.: итоговый; персональный (с целью оказания помощи молодым специалистам);
  • фронтальный /выполнение должностных обязанностей одним сотрудником не чаще чем 1 раз в 5 лет на усмотрение администрации/, в т.ч.: предварительный; текущий; итоговый;
  • вторичный /выполнение решений педсоветов, предложений текущего контроля — ежемесячно/
  • творческие отчеты /к педсовету, те, кого мы не проверяли/
  • итоговый;
  • смотр-конкурс
  • самоконтроль /самоанализ Пр.№448/, в т.ч.: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией деятельности.
  • взаимоконтроль /оснащение с четко разработанной схемой проверки/
  • мониторинг, экспресс-диагностика
Три самые распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный контроль. Целью данного вида контроля является изучение состояния работы по определенной проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий. 
Предупредительный контроль
   Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:
  • Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
  • Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
  •  Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
  • Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.
Тематический контроль – один из видов контроля в ДОУ. Это довольно сложный и объемный вид контроля. Он позволяет глубже изучить вопрос, вскрыть причины и определить направления оказания помощи. Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий, других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию Программы, воспитание и развитие ребенка.
Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.
  •  Для проведения фронтального контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, эффективно работающих педагогов ДОУ под руководством одного из членов администрации.
  • Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.
  •  Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.
  • Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.
  • По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой заведующим д/с издается распоряжение (контроль за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета или оперативное совещание.
  •  При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.
Комплексный контроль
Целью комплексного контроля является всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (одного из них) или специалистов по организации образовательного процесса, определение причин, которые привели к неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации.
В настоящее время данный вид контроля используется администрацией дошкольного учреждения лишь в случае необходимости. Такой необходимостью могут быть неудовлетворительные результаты работы педагога, низкий профессионализм, чрезмерно высокая заболеваемость, случаи травматизма детей, жалобы родителей и др. Комплексный контроль осуществляется в течение двух недель в соответствии с разработанным планом. Кроме старшего воспитателя и заведующего в комплексной проверке могут участвовать педагог-психолог, руководитель по физической культуре и другие специалисты. Результаты контроля оформляются в виде справки и обсуждаются на педагогическом совете.
Взаимоконтроль (взаимопосещение) осуществляется воспитателем параллельной либо любой другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и самооценке воспитателя при сравнении своей работы с работой другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта и улучшению образовательного процесса.
Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает: план, цель, сроки проведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опросники, оценочные листы, протоколы и т.д.) Аналитическая справка включает в себя: положительный опыт работы педагогов, проблемы работы коллектива, план действий по выполнению программы.
Итоговым контролем можно считать и аттестацию, которая проводится один раз в пять лет по отношению к каждому педагогу учреждения и учреждению в целом.
Рекомендации по организации контроля
Презентация "Оптимизация контрольно-диагностической функции старшего воспитателя ДОУ в условиях введения ФГОС ДО"
Контроль является важной и заключительной функцией управления и служит средством осуществления обратных связей. Он входит составным элементом в каждую функцию управления, что позволяет оперативно совершенствовать деятельность ДОУ. Являясь одним их главных источников получения информации о качестве работы сотрудников ДОУ, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами ДОУ, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков и распространению положительного опыта.

Оставить комментарий

Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа:
6-58-22

Департамент образования и науки Кемеровской области:
8 (3842) 36-38-52