postheadericon Ранняя профориентация дошкольников

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется- введение дошкольников в профориентацию . Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.
Система образования считает, что ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – первая ступень для формирования у дошкольников базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения.

Актуальность направления работы по ознакомлению детей с профессиями отражена в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно образовательной программе, ознакомление с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда.
Работа по ознакомлению детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должна осуществляться как целостный органический процесс, должна проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение труда взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
I. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы) , во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно
организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии.
II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе ( предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
В современной педагогике существует термин промышленный туризм.
Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие промышленные предприятия, где узнают новое, интересное о современных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: в медицинский кабинет; в прачечную; в библиотеку; в школу; в магазин; в аптеку; в парикмахерскую; в ателье; к светофору;  на почту; на работу к родителям.
В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.
Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастѐт, если они смогут принять в нѐм хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Важно здесь соблюдать технику безопасности.
В процессе выполнения действий дети получают более точные и полные представления о труде взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит от процесса труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, еѐ назначение.
В ходе экскурсии, в процессе наблюдений педагог может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».
III. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность.
В работе по реализации данных направлений, задача педагога- найти эффективных те эффективные средства, формы, методы работы, которые бы привели к эффективному результату.
Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых является проектная деятельность так как:
- основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию;
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.
Проектная деятельность – это комплексное планирование, деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Существуют парциальные образовательные программы дошкольного образования по задачам ранней профориентации:
*авторская программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»;
* игровая развивающая программа В. П. Кондрашова «Мир профессий».
Программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа адаптирована как для занятий в дошкольной образовательной организации, так и для домашнего обучения, и подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний в быту и в будущей профессии.
Программа В. П. Кондрашова «Мир профессий» подразумевает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетно-ролевых игр.
Программа учитывает тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами.
Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложнѐнном виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. В целом, программа предусматривает ознакомление детей более чем с 80 профессиями.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учѐтом следующих принципов:
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия.
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность.
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента.
 
Примеры материалов для оснащения профориентационной предметно-пространственной развивающей среды
a) Игрушки и ролевые атрибуты
для организации сюжетно-ролевых игр
b) Дидактические игры по теме «Профессии»
Настольно-печатные
Разрезные
Лото
c) Наглядно-иллюстративный материал «Профессии»
Серия демонстрационных картинок
Альбомы
d) Раскраски
e) Картотека
- стихов о профессиях
- пословиц и поговорок о работе и труде
- считалок с упоминанием профессиональной деятельности
a) Видео продукция «Презентации о профессиях для детей»
b) Аудиоэнциклопедия на CD. Замечательные профессии. Для детей 4 — 7 лет
Следует считать, что ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.

Комментарии запрещены.

Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа: 6-58-22

Департамент образования и науки Кемеровской области:
8 (3842) 36-38-52

Для обращений граждан, прибывших из стран эпидемически неблагополучных по новой коронавирусной инфекции:
8-800-201-2522

По вопросам комплектования групп в ДОУ
6-13-22

Цифровой ресурс
Цифровой ресурс
Свободный обзор 2020
Свободный обзор 2020
Artie Burns Authentic Jersey