postheadericon Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому —  и я научусь.
В условиях работы по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации воспитательно-образовательной работы  в соответствии с новыми стандартами. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход. 
Деятельностный подход — это организация и управление педагогом  деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных  задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только  предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и  его  самого как личность.

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
  • Создать условия  для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком  мотивированным;
  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Структура занятия  с  позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем:   
  • педагог создает проблемную ситуацию;
  • ребенок  принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • педагог управляет поисковой деятельностью;
  • ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: “Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод”. Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить “ловить рыбу”, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.
Основная цель системно — деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Для этого педагог  ставит ряд вопросов:
  • какой материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как организовать собственную деятельность и деятельность детей;
  •  как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности
Виды деятельности
  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Самообслуживание и элементарный труд
  • Двигательная
  • Изобразительная
  • Познавательно – исследовательская
  • Музыкальная
  • Восприятие художественной литературы
  • Конструирование
Принципы деятельностного подхода:
  • принцип субъектности воспитания;
  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
  • принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
  • принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии  ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
 «Золотые правила»  деятельностного подхода:
  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Оставить комментарий

Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа:
6-58-22

Департамент образования и науки Кемеровской области:
8 (3842) 36-38-52