postheadericon Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Инновационные процессы в системе образования  требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты  становления личности ребенка.
Формирование  мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности -  вот главные задачи которые стоят  сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи  в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше  приоритеты ставились  на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду  проводиться  с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени  и голову и руки,  при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.  Ребенок не замечает что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище — не это ли развитие  речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.
От простых кубиков ребенок постепенно переходит на  конструкторы  состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы  и программируемые конструкторы программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.
Очень важным  представляется тренировка  работы в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения. Каждый ребенок может по участвовать в разных ролях, сегодня собачка, а завтра дрессировщик. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания  при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
Игры – исследования  с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка.
Что такое образовательный конструктор
Сегодня образовательный рынок  предлагает большое количество интересных конструкторов, но  все ли они могут называться образовательными? Какими критериями должен отвечать конструктор, чтобы считаться образовательным?
  • Во — первых конструктор должен стремиться к бесконечности, т.е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способен придумать педагог  и ребенок, он не должен ограничивать воображение.
  • Во — вторых   в  конструкторе должна быть заложена  идея усложнения, которая как правило  обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным.
  • В – третьих набор для конструированию должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы  с каждым набором, в зависимости от возраста детей  и задач конструирования.
  • В четвертых нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании  и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора.
В результате чего дети демонстрирую степень освоенности ими знания и предметно – чувственного опыта.
Отвечающий этим критериям конструктор  способен выполнить серьезную задачу. Связанную с гармоничным. Полноценным развитием  ребенка. С одной стороны ребенок увлечен творческо – познавательной игрой, с другой применение новой формы игры, способствует всестороннему развитию  в соответствии с ФГОС.
Целенаправленное систематическое  обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знание в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.
Согласно новому закону об образовании, детские сады имеют право на оказание платных образовательных услуг, конструирование и  робототехника  направление работы новое, инновационное, тем самым привлекает внимание детей и родителей. Отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Образовательные конструкторы многофункциональное оборудование, возможность использования по пяти областям ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное,  художественно- эстетическое и физическое.
Актуальность  проекта значима в свете внедрения  ФГОС ДО, так как:
  • является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре);
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
  • объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Основная идея проекта  заключается  в  реализации   более широкого использования  в образовательной деятельности конструкторов LEGO.
Конструкторы лего построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.
Реализация идеи проекта с использованием LEGO- технологии проходит в 3 этапа.
Первый этап (подготовительный)
  1. Изучение  возможностей внедрения образовательной работотехники в образовательный процесс ДОУ:
  • В рамках обязательной  части  общеобразовательной  программы ДОУ предполагается  реализация  ОД с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 7 лет), на основе методических разработок М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС».  
  • В рамках  дополнительной образовательной программы «Занимательное LEGO» реализуется кружок технической направленности».  Состав групп: 8-10 чел. Формирование группы происходит по желанию воспитанников и является не стабильным. Возрастная категория: с 5 до 7 лет.  Содержание образовательной деятельности раскрыто в рабочей  программе  «Занимательное  LEGO»;
  1. Анализ имеющихся условий:
  • В ДОУ открыт   LEGO – центр — это учебное помещение детского сада, оснащенное образовательными робототехническими конструкторами   для сборки робота маленькими детьми без навыков компьютерного программирования (чтобы оживить робота,  используются специальные карты, с помощью которых  осуществляется программирование  робота). Кабинет   находиться на 1 этаже  и  функционирует для детей  старшего дошкольного возраста.       
  1. Повышение квалификации педагогов:
  • Предполагается активное обучение педагогов LEGO – технологии, за счет организации обучающих семинаров – практикумов, мастер – классов, открытых занятий и т.д.;
  • В марте планируется пройти курсы повышения квалификации по теме «Конструирование и робототехника в ДО в условиях введения ФГОС» г. Томск.
Второй этап ( основной ) — практическое осуществление экспериментальной деятельности:  организация работы LEGO – центра;  решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов  по работе с детьми, родителями, педагогами;  выявление  и устранение возникающих в процессе работы проблем;
Третий этап – осуществление  распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.
В результате успешной реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
1.  В ДОУ созданы новые  условия обучения и развития дошкольников,  через организацию  целенаправленного  образовательного процесса  с использованием   Lego-консруирования (начиная с раннего возраста),   в рамках реализации  основной части  образовательной  программы ДОУ.
2.  Родители активные участники образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
Решение поставленных в проекте задач  позволит организовать в ДОУ условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки. В результате, создаются условия для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов.
comments powered by HyperComments
Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа:
6-58-22

Департамент образования и науки Кемеровской области:
8 (3842) 36-38-52