Говорите правильно!
Речь родителей, которые постоянно общаются со своими детьми, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.
В речи взрослых людей иногда встречаются следующие недостатки:
- нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
- побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся ([ЧТО] вместо [ШТО], [ЕГО] вместо [ЕВО]);
- произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
- неправильное ударение в словах;
- монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
- ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
- многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
- насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
- использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
- частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
- засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.)
- копирование речи малышей, «сюсюканье»;
- использование в речи слов, не понятных детям без уточнения и т.д.
Важно придерживаться следующих правил:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривал, окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;
- использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон.
Авторы статьи:
учитель — логопед Галковская О.Ю.,
учитель — логопед Веклюк А.В.