Сообщество Вконтакте
Сообщество Вконтакте

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ! БУДЬТЕ В КУРСЕ ВСЕХ НАШИХ СОБЫТИЙ!

postheadericon Как в конце года провести оценку профессиональной деятельности воспитателей

Чтобы оценить актуальный уровень профессиональной компетентности воспитателей и планировать работу с ними, старшему воспитателю необходима методика оценки. Предлагаем изучить данные рекомендции. С их помощью вы определите, насколько соответствуют профессиональные компетенции воспитателей требованиям ФГОС ДО и профстандарта «Педагог».
Семь критериев, чтобы оценить деятельность воспитателя
1. Планирование и проектирование образовательного процесса.
2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и установление правил взаимодействия между детьми в разных ситуациях.
3. Построение вариативного развивающего образования.
4. Поддержка индивидуальности и инициативы детей.
5. Оценка индивидуального развития детей.
6. Владение ИКТ-компетентностями.
7. Взаимодействие с семьей

Основные нормативные документы, которые предъявляют требования к компетенциям воспитателей, в настоящий момент – профстандарт «Педагог» и ФГОС ДО. Если сопоставить эти документы, то можно выделить семь общих критериев оценки профессиональной деятельности воспитателей ДОО.
Критерии оценки отражают основные составляющие работы воспитателя в условиях стандартизации образования. В качестве показателей – перечисленные в профстандарте трудовые действия и необходимые умения, которые относятся к разным трудовым функциям, но соответствуют требованиям к должности «Воспитатель».
Профстандарт определяет две обобщенные трудовые функции, которые соответствуют уровню дошкольного образования – 5-му и 6-му уровням квалификации. Пятый уровень квалификации представлен трудовой функцией «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования». Более высокий, шестой уровень квалификации включает в себя владение тремя трудовыми функциями: «Общепедагогическая функция. Обучение», «Развивающая деятельность», «Воспитательная деятельность».
Трудовые действия, необходимые знания и умения, входящие в трудовые функции 6-го уровня квалификации, представлены без разделения на уровни образования. Это затрудняет воспитателям прочтение и понимание своей части профстандарта.
Кроме того, к специфическим характеристикам дошкольного образования относятся: отсутствие предметного характера содержания образования, реализация содержания пяти образовательных областей через обогащение видов детской деятельности, с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей. Особая роль отводится поддержке детской инициативы и самостоятельности. Поэтому представленные в шестом уровне квалификации трудовые функции при планировании методической работы с воспитателями нецелесообразно рассматривать отдельно. Воспитатель не может выделить в своей работе, какую функцию он выполняет в данный момент – обучает, развивает или воспитывает.
ФГОС ДО содержит требования к кадровым условиям реализации образовательной программы, в т. ч. основным компетенциям, которыми должны обладать воспитатели. Согласно ФГОС ДО компетентный воспитатель создает условия, которые необходимы для формирования социальной ситуации развития детей: обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, поддерживает индивидуальность и инициативу, устанавливает правила взаимодействия в разных ситуациях, выстраивает вариативное развивающее образование и взаимодействует с родителями.
Кто и когда оценивает воспитателей
Деятельность воспитателя оценивает методическая служба ДОО и он сам. Для этого используется лист оценки профессиональной деятельности воспитателя, в котором предусмотрены соответствующие графы. Шаблон листа оценки – в приложении.
Оценка методической службы – коллективная. Состав оценивающих в каждом детском саду определяется исходя из кадровых условий. Это могут быть заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги-наставники.
Оценка методической службы базируется на результатах тематического и оперативного контроля, наблюдения педагогической деятельности, анализа результативности работы воспитателя с родителями, взаимодействия со специалистами ДОО.
Рекомендуемая периодичность оценки – 1 раз в год, предпочтительно в конце учебного года. Таким образом, методическая служба сможет проанализировать актуальную ситуацию и спланировать (или скорректировать) свою дальнейшую работу с конкретным воспитателем и педагогическим коллективом в целом.
Как обрабатывать результаты оценки
Деятельность воспитателя оценивается по 5-балльной системе (от 0 до 5). Кроме того, предусмотрена такая оценка, как НП – показатель неприменим в силу специфики выполняемых трудовых действий.
При обработке результатов оценки необходимо вывести средний балл отдельно по каждому из семи критериев. Чтобы получить общий балл, нужно сложить средние значения по каждому критерию.
Результат оценки можно представить в виде лепестковой диаграммы. Диаграмма наглядно демонстрирует дефицитарные компетенции воспитателя по критериям: «Оценка индивидуального развития детей», «Взаимодействие с семьей», «Владение ИКТ-компетентностями». Подобную диаграмму можно сделать индивидуальную для каждого воспитателя и (или) обобщить данные по всему детскому саду, по параллели возрастных групп.
Используйте интерактивный лист оценки, чтобы определить дефицитарные компетенции воспитателей
1. Заполните поля для персональных данных.
2. Укажите баллы, которые поставил себе воспитатель, в первой колонке. 
3. Оцените воспитателя по тем же критериям во второй колонке. Сервис автоматически подсчитает средний балл. 
3. Нажмите на кнопку «Получить результаты» под таблицей. 
4. Распечатайте результаты оценки деятельности воспитателя: диаграмму и средние баллы по каждому критерию.
5. Чтобы вернуть исходный вариант листа оценки, обновите страницу
Система оценивания
НП – показатель неприменим из-за специфики выполняемых трудовых действий; 
0 баллов – оцениваемый показатель отсутствует;  
1 балл – низкий уровень (воспитатель испытывает значительные затруднения, нуждается в помощи);
2 балла – уровень ниже среднего (воспитатель испытывает затруднения, нуждается в помощи); 
3 балла – средний уровень (воспитатель не испытывает особых затруднений, имеет некоторые положительные результаты); 
4 балла – уровень выше среднего (воспитатель может поделиться опытом); 
5 баллов – высокий уровень (воспитатель делится опытом)
Используйте интерактивную сводную таблицу 
и получите рекомендации по работе с воспитателями 
Как использовать результаты оценки
Результаты оценки можно использовать, чтобы выстроить горизонтальную карьеру воспитателя в ДОО (таблица) и разработать индивидуальный план его профессионального развития. Обобщенные данные старший воспитатель может использовать для методической работы со всем коллективом. Для этого их нужно конкретизировать и отразить в годовых задачах плана работы ДОО на год.
Горизонтальная карьера воспитателя внутри ДОО по итогам оценки его деятельности
Рисунок1Таким образом, представленный в статье механизм оценки профессиональной деятельности воспитателя можно использовать для сопровождения основных этапов работы методической службы ДОО по повышению уровня профессионального развития воспитателей. Оценка сформированных и дефицитарных компетенций воспитателя в соответствии с современными требованиями должна стать основой для реализации новых подходов к работе по самообразованию и повышению квалификации в дошкольной образовательной организации.

Комментарии запрещены.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа: 6-58-22

Министерство образования и науки Кузбасса:
8 (3842) 36-43-66

Для обращений граждан, прибывших из стран эпидемически неблагополучных по новой коронавирусной инфекции:
8-800-201-2522

По вопросам комплектования групп в ДОУ
6-13-22

Телефоны доверия

Региональный «телефон доверия» 8(384-2)57-07-07;

федеральный общероссийский номер детской линии «телефона доверия» 8-800-2000-122;

отделение Анжеро-Судженского городского округа ГОО «Кузбасский
региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» 8(384-53)6-65-03.

Цифровой ресурс
Цифровой ресурс
О переписи
О переписи
Свободный обзор 2020
Свободный обзор 2020
Artie Burns Authentic Jersey