«Как работать с мнемотаблицей»
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы могут использоваться:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Как же работать с мнемотаблицей?
Работа с мнемотаблицей имеет свою последовательность:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена воспитанником при её показе ему.
Мнемотаблицы могут быть:
- предметные;
- предметно- схематические;
- схематические.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от их уровня развития:
• Для младших дошкольников таблицы на 4 клетки (2*2, на 9 клеток (3*3);
• Для дошкольников среднего возраста — таблицы на 9 клеток (3*3, на 16 клеток (4*4);
• Для дошкольников старшего возраста — таблицы на 16 и 25 клеток.
Авторы статьи:
учитель – логопед Галковская
учитель – логопед Веклюк А.В.