Сообщество Вконтакте
Сообщество Вконтакте

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ! БУДЬТЕ В КУРСЕ ВСЕХ НАШИХ СОБЫТИЙ!

postheadericon Где живут 140 почему? или «о вопросах, дающих интересные ответы»

Потребность в общении относится к числу наиболее ранних социальных потребностей человека. Общение определяется пси­хологами как важный фактор развития ребенка на всем протяже­нии детства.
С первых дней у малыша появляется жажда активной дея­тельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам-понятиям. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднима­ется по невидимой лестнице. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний и делает их пригодными к применению.
Взрослые нередко стремятся оберегать детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в школе, ин­ституте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпываю­щую характеристику каких-то объектов, разъясняют механизм их функционирования. В глубине души родители, быть может, гор­дятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это делать».

Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Предмет, рассмотренный взрослым со всех сторон, становится для ребенка ясным, но … формальным. При этом, как считает Н.Н. Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть самостимуляции. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал.
А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, мож­но сказать – все окружающее, и далекое, и близкое. Но позна­вать это он хочет сам, решать все противоречия самостоятельно, а потом делиться своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.
Какие же эффективные, но вместе с тем, щадящие средства воспитания и обучения необходимо избирать родителям?
Первоочередная роль принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это прежде всего заинтересованный диа­лог, в котором каждый может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументированно возразить.
О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка.
Полистаем страницы книги К. Чуковского «От 2 до 5» — кла­дезь детской мудрости и интересов.
                       ***
Мама — 3-летнему сыну:
-  Слезь с окна, упадешь, будешь горбатым.
-  А верблюд, наверное, два раза упал?
                       ***
—  Мам, правда, что люди от обезьян произошли?
—  Правда.
—  То-то я смотрю, обезьян так мало стало.
                       ***
Слушая радио:
- А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?
                       ***
Часы тикают, когда идут. А я когда иду, не тикаю. Может, у меня тикалка сломалась?
                       ***
- Если рыба дышит жабрами, то почему они у нее не на носу, а на ушах?
Как же взрослому реагировать на высказывания до­школьников? В дидактике на этот счет имеются педагогические установки, способные гуманизировать познавательное общение взрослых и детей.
Первая: родителям и педагогам необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и от­ражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески по­ощрять их.
Вторая: детские вопросы подсказывают взрослому, что ребе­нок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испыты­вает интерес к суждениям другого. Стоит ли давать ребенку сразу же готовый, исчерпывающий ответ на все его вопросы? Конечно же, сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, каковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником.
Иногда вопросы, которые возникают у ребенка, тре­буют наблюдения в специально созданных ситуациях. Та­кое экспериментирование и наблюдение помогают изучению свойств предметов, позволяют увидеть изменения, происходя­щие с ними под нашим воздействием. Например, на одно блюд­це положили рыхлый белый снег, на другое – крепкий снежок или плотный комок снега, на третье – кусок льда. Сначала порассуждаем, попробуем рассказать, что произойдет через некоторое время, что растает в первую очередь. На стол по­ложили секундомер или песочные часы. Замечаем время. На­блюдаем за происходящим. Затем обсуждаем и объясняем уви­денное. Отвечаем на вопрос: почему лед сохранился дольше и растаял позднее, чем снежок?
В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подво­дит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, наиболее значимых в данной ситуации. Иногда детей подавля­ет авторитет взрослых (родителей, педагогов, старших братьев и сестер), таких умных, знающих ответы на вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша мо­жет развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности. Поэтому третья педагогическая установка: не подчеркивать своего интеллектуального превос­ходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пыт­ливость.
Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабуш­ки, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких или педагога о их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоми­нать с улыбкой.
Анализ таких жизненных эпизодов показывает, что некоторые детские вопросы остаются «вечными». Каждое новое поколение детей вновь и вновь задает их. Например:
        -  Почему собака лает, а не говорит?
        -  Откуда у курочки появились яички?
        -  Как змеи делают яд?
        -  Почему Солнце не падает на землю?
Как же получить ответы на все эти вопросы? Где люди черпают научные сведения? Детей не удовлетворяет дале­кая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ не­замедлительно. Вот тут и срабатывает четвертая установка: возможность и целесообразность приобщения ребенка к кни­ге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро даже в дошкольном возрасте получить необходимую  информацию.
Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постиг­нуть его тайны –  качества, которые формируются в дошколь­ном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Как указывал известный психолог А.В. Запорожец, если не сформировать эти важней­шие качества в первые пять-шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли ученого под­тверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве – высечено на камне: что узнал в старости – на­писано на льду».

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Горячие линии

Уважаемые родители!
Если действия сотрудников нашего учреждения нарушают ваши права и законные интересы, обращайтесь со всеми вопросами к заведующему МБДОУ Дороховой И.А.
6-56-43, 6-65-67,
8-905-914-00-32.

Управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа: 6-58-22

Министерство образования и науки Кузбасса:
8 (3842) 36-43-66

Для обращений граждан, прибывших из стран эпидемически неблагополучных по новой коронавирусной инфекции:
8-800-201-2522

По вопросам комплектования групп в ДОУ
6-13-22

Телефоны доверия

Региональный «телефон доверия» 8(384-2)57-07-07;

федеральный общероссийский номер детской линии «телефона доверия» 8-800-2000-122;

отделение Анжеро-Судженского городского округа ГОО «Кузбасский
региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» 8(384-53)6-65-03.

Цифровой ресурс
Цифровой ресурс
О переписи
О переписи
Свободный обзор 2020
Свободный обзор 2020
Artie Burns Authentic Jersey