Месяц май- травень
На Руси месяц пробуждения природы изначально называли травенъ. Это название до наших дней сохранилось в белорусском и украинском календарях, сходное есть у словенцев (veliki traven) и болгар (тръвен), а вот у сербов и хорватов оно перешло на апрель (травањ). Из-за активного роста травы-муравы май нередко именовали мур и муравник.
В словаре В.И. Даля содержится такое прозвище заключительного месяца весны, как цвѣтень. Точное соответствие русскому названию даёт украинский говор – цвiтень (в диалектах), а также кветень (литературный вариант). Вариант кветень с начальным "к" отражает влияние польского языка, где употребляется наименование kwiecień с начальным согласным "к". Начальный звук "к" в словах, родственных слову цветок, у западных славян соответствует звуку ц в языках восточных и южных славян: ср. польское kwiat, чешское květ, словацкое kvet, а русское цвет(ок). В чешском языке наименование květen относится также как и у русских к маю. К маю же относится и поэтическое сербскохорватское существительное цветањ. В качестве неофициальных, народных названий месяцев известны слова этого корня в болгарском — цветник, словенском — cveten, белорусском – диалектное квецень. Этимология этих названий ясна и прозрачна: май получил своё имя за первые весенние цветы.
А ещё в народе последний весенний месяц величали ярец (в честь бога Солнца славянской мифологии Ярилы), листопук (за появления листьев: «пукаться» значит распускаться) и росеник (из-за обильной утренней росы).
На месяц май приходятся два особо любимых русским народом праздника – Егорий Вешний (6 мая) и Никола Вешний (22 мая). До начала XIX в. Николин день в деревнях почитали вторым по важности после Пасхи. Ведь Николай Угодник считался мужицким богом и выступал покровителем урожая, плодоношения и домашнего скота. Встретив пастуха, крестьяне говорили: «Микола в стадо!» По народным поверьям, именно благодаря заботам Николы Чудотворца у мужика на поле колосится рожь, да цветет гречиха, да созревает ячмень. «На поле Микола один Бог». А пахотный май справедливо считался в народе самым трудным месяцем в году, сезоном наиболее ответственных полевых работ. И начало весенне-летнему земледельческому циклу давал Егорьев день, поэтому так много связано с ним примет, предвещающих урожай и степень благополучия крестьянского хозяйства. Ранняя весна на Егория, по приметам, обещает богатый урожай и раннее окончание земледельческих работ. Говорили: «коли на Егория берёзовый лист в полушку – к Успенью клади хлеб в кадушку».
Весь месяц у русского мужика проходил под знаком посева яровых культур, о чем свидетельствуют названия многих дней в мае: Евсей – Овсы отсей, Семен Ранопашец, Еремей Запрягальник, Борис и Глеб Сеятели, Арсений Пшеничник, Федор Житник, Федот Овсяник. Волновались о погоде землепашцы, полагая: «Если май холодный – будет год хлебородный». Из вековых наблюдений вынесли: «коли в мае дождь, будет и рожь». «Март сухой да мокрый май – будут каша и каравай», – вспоминали, глядя, как густые грозовые облака собирались на горизонте в майские дни. «Ай, ай, месяц май – и тепел, да холоден!» Ведь так уж устоялось в природе, что май, хоть и балует, обнадеживая, теплом, да дважды в этом месяце холода наступают: когда зацветает черемуха и когда распускается дуб. Но «майский мороз не выдавит слёз» (не столь холоден). К тому же, если холодный май, будет много сена.
Много хлопот было у мужика в поле, у хозяйки в огороде в эту пору. Не случайно созвучие названия месяца со словами «маяться», «маята». «Захотелось добра в мае!» – сокрушались люди. К тяготам посевной добавлялись и проблемы, связанные с истощением запасов в закромах. Спасала лошадей да коров долгожданная луговая зелень. «Майская трава и голодного кормит!» – говаривали крестьяне, а коли сыты корова да коза – будет и молоко, а там и время огородной зелени подойдёт. Среди майских трудов и забот совсем не оставалось у крестьян свободного времени. Сохранилась в народе поговорка: «рад бы жениться, да май не велит!» Вот почему до сих пор говорят: «в мае жениться – весь век свой маяться».