Мнемотехника как способ развития связной речи у детей дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.
Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи детей дошкольного возраста.
Основной принцип — от простого к сложному.
Для детей младшего дошкольного возраста используют мнемоквадраты, на которых даются готовые обозначения с обязательным пояснением — расшифровкой.
Детям среднего дошкольного возраста предлагаются мнемодорожки с условными цветовыми изображениями.
Для детей старшего дошкольного возраста используют мнемотаблицы с графическими условными знаками и предлагают самостоятельно догадаться, кто здесь изображен.
В следующей статье мы познакомимся как использовать мнемоквадраты в непосредственно образовательной деятельности.
Авторы статьи:
учитель – логопед Галковская О.Ю.,
учитель – логопед Веклюк А.В.