Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Цель дополнительного образования — внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями:
К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени
Формы дополнительного образования в ДОУ: Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.
Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы. Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности:
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации ДОП
План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития ДОД
Рекомендации о недопустимости свертывания системы организации ДОД
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Дополнительное образование – это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ)
Цель дополнительного образования — внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями:
- уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;
- субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;
- соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения;
- технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией);
- соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.
К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени
Формы дополнительного образования в ДОУ: Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.
Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы. Таким образом, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности:
- художественно-эстетического цикла,
- этнокультурные,
- культурологические,
- интеллектуально-развивающие,
- коммуникативно-речевые,
- экологические,
- физкультурно-оздоровительные,
- различной коррекционной направленности и др.
- Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
- Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
- Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
- образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
- Уставом ДОУ;
- Образовательной программой ДОУ;
- Положением о кружке;
- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
- Планом работы кружка на год;
- Списком детей;
- Табель посещения детей
- Заявления от законных представителей
- Расписанием деятельности;
- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
- Изучение нормативно-правовой базы.
- Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
- Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
- Разработка (подбор) программы кружка.
- Разработка плана кружка на учебный год.
- Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
- Реализация плана работы кружка на практике.
- Анализ результативности работы кружка.
- Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)
- Титульный лист.
- Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи).
- Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).
- Учебно-тематическое планирование
- Диагностические карты, методы проведения диагностики.
- Список литературы.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации ДОП
План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития ДОД
Рекомендации о недопустимости свертывания системы организации ДОД